Детский аутизм имеет множество названий – инфантильный аутизм, ранний инфантильный аутизм, синдром Каннера, аутизм Каннера, аутистическое расстройство. Детский аутизм это – неврологическое заболевание, для которого характерны достаточно разнообразные симптомы.
В чем особенность внутреннего мира ребенка с аутизмом?
Основной нарушений при аутизме является изменения в восприятии стимулов внешнего мира. Ребенок начинает очень живо реагировать на одни явления, и практически не замечать другие. Это приводит к критическому затруднению коммуникации с окружением, снижает способность к адаптации, снижает способности к обучению.
Признаки аутизма у детей
Самые первые признаки аутизма можно обнаружить у ребенка уже на первом году жизни. Заболевание может проявляться в задержке развития – ребенок поздно садиться, у него может быть снижен эмоциональный контакт с родителями, он не проявляет особого интереса к игрушкам, может не реагировать на обращение к нему по имени.
Следующие симптомы должны вызвать тревогу у родителей:
- К возрасту 8 месяцев ребенок не сформировал способности к зрительному контакту с родителями и близкими людьми, не реагирует на имя.
- К году жизни у ребенка отсутствует указательный жест, другие жесты он использует нетипично.
- К полутора годам ребенок не понимает речь, отказывается вступать в диалог, проявляет нетипичную игровую активность.
- К двум годам происходит нарастание симптоматики аутизма – ребенок не пытается усваивать навыки социального общения в игре и при контакте со своими сверстниками и взрослыми людьми, медленно увеличивает свой словарный запас.
В дальнейшем симптоматика аутизма становится все более заметной. Случается и такое, что происходит регресс – ребенок перестает делать то, что умел делать до этого. Важным симптомом ребенка с аутизмом является позднее появление речевой функции. Возможно появление эхолалии – состояния, при котором вместо осознанной речи ребенок просто повторяет слова взрослых.
Распространенность заболевания:
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) у каждого 160 ребенка в мире существуют признаки заболевания аутизмом. Причем у мальчиков расстройство встречается в четыре раза чаще, чем у девочек.
Причины аутизма у детей
- генетические факторы.
В последние годы много усилий ученых всех стран было направлено на выявление генов, ответственных за возникновение аутизма у детей. В настоящий момент считается, что гены, ответственные за возникновение аутизма весьма широко распространены. Однако вероятность появления заболевания зависит от сочетания конкретных генов и от факторов окружающей среды. - функциональные нарушения головного мозга.
После появления магнитно – резонансной томографии мозговые структуры людей, страдающих аутизмом, подверглись самому тщательному исследованию. Были обнаружены изменения лобных долях, мозжечке, стволе головного мозга. Есть данные, что в первый год жизни размеры головного мозга у детей с аутизмом уменьшен, а затем он достаточно резко увеличивается. По результатам некоторых исследований у детей с аутизмом отмечается нарушение кровоснабжения тканей головного мозга. - биохимические нарушения.
Это направление исследовалось наиболее интенсивно. Было установлено, что у детей с аутизмом Каннера отмечено повышенное содержание серотонина в крови. Кроме того, часто повышается уровень глутамата и аспартата. Существует гипотеза, что аутизм может быть связан с нарушением обмена (прежде всего усвоения) некоторых белков, таких как глютен, казеин. Исследования в этой области до сих пор не закончены.
Здесь следует отметить, что не существует никаких доказательств связи между появлением аутизма и вакцинацией. Впервые такое предположение было выдвинуто в авторитетном британском журнале Lancet. Однако в последующем оно было опровергнуто, а выводы признаны сфальсифицированными.
Признаки аутизма у детей
Все симптомы аутизма можно свести к трем большим группам, к так называемой триаде.
Это нарушения:
В сфере социального взаимодействия: ребенок не стремиться к контакту, пассивно принимает попытки другой стороны установить с ним общение, даже если контакт установлен, он носит формальный, безэмоциональный характер.
В сфере общения: ребенок испытывает трудности с привлечением внимания взрослых людей. Вместо того, чтобы указать на интересующий предмет или явление, он подводит взрослого к нему. Отмечается задержка в формирование речевого навыка. В целом, ребенок не очень стремиться использовать речь как средство для установления коммуникации. В речевом рисунке дети очень мало используют местоимения, активно применяют неологизмы (выдуманные слова). Заметно нарушается грамматическая и фонетическая согласованность речи.
В сфере воображения: эти нарушения, как правило, проявляются в ограничении набора активных действий с игрушками или предметами, однообразного характера игр, избыточном внимании к второстепенным деталям. У детей, страдающих аутизмом, могут встречаться различные стереотипные действия: раскачивание тела, подпрыгивания, выкрики, постукивания. В более сложном варианте это могут быть расстановки предметов, в соответствии с цветом или размером. Стереотипность может проявляться и бытовых, рутинных действиях. Так ребенок может требовать двигаться всегда одним и тем же маршрутом, соблюдать различные ритуалы: например, отхода ко сну. Ребенок аутист может постоянно задавать одни и те же вопросы, и получать на них одни и те же ответы. Характерна избыточная увлеченность каким-либо фильмом или книгами на определенную тему.
Дополнительные признаки аутизма:
Нарушенный (или отсутствующий) зрительный контакт, нарушение движений конечностей, нарушения поведения, необычная реакция на внешние раздражители. Редко встречаются маниакальные и депрессивные состояния, невротические реакции.
Лечение аутизма у детей
Логопедическое лечение. В этом случае особая роль отводиться специалистам следующих направлений: логопед, педагог – дефектолог, психолог. Важно, чтобы специалисты имели опыт работы с подобного рода детьми. Самый наилучший результат достигается при регулярных занятиях с включением в процесс лечения членов всего семейного круга:
родителей, братьев, сестер, дедушек и бабушек.
ABA-терапия (applied behavior analysis, прикладной анализ поведения) — этот вид лечения направлен на развитие у ребенка способности к обслуживанию себя и улучшению адаптации в социуме. При использовании методики применяется разнообразная программа поощрений за продуктивные действия. Начиная с простых заданий – «подними руку», «возьми ручку» и т. д., переходят к более сложным, мотивируя ребенка получением вознаграждения.
PECS (Picture Exchange Communication System) — при использовании этой системы используется карточки с изображениями, на которых изображены действия или просьбы с которыми ребенок мог бы обратиться к взрослым людям. Подкрепление происходит при помощи тактик ABA-терапии. И хотя она не учит устной речи напрямую, у некоторых детей с аутизмом, занимавшихся по этой программе, появляется спонтанная речь.
ТЕАССН (Treatment and Education for Autistic and related Communication handicapped Children) — эта программа подразумевает разделение пространства на отдельные участки, которые предназначены для определенного вида деятельности.
Эмоционально-уровневый подход — разработан отечественными психологами (Лебединская, Никольская, Баенская, Либлинг). Очень распространен в странах СНГ. Метод основан на установлении тесного эмоционального контакта с ребенком, страдающим аутизмом.
Медикаментозная терапия ее принято назначать в период обострения заболевания.
Фармакологическое воздействие помогает устранить некоторые серьезные поведенческие проблемы: повышенную активность, истероидные реакции, повышенную тревожность, агрессию, нарушения сна.
Проблема лечения аутизма является сложной и требует внимания специалистов различных медицинских направлений. Одним из эффективных способов дополнительной коррекции аутизма у детей является остеопатическое лечение. Работая на уровне структурных и функциональных взаимодействий между органами человека, врач остеопат может значительно снизить выраженность симптомов аутизма у детей.