Дисграфией называют такое нарушение расстройства функции письменной речи, при котором на письме возникают стойкие ошибки, исправить которые можно только путем целенаправленного обучения.
Распространенность дисграфии
По мнению ученых дисграфия определяется у 53 процентов учеников вторых классов. В старших классах ее частота несколько снижается и составляет 35–40 процентов. Эти данные говорят о высокой распространенности нарушения и его стойкости. Принято выделять дисграфию и аграфию. При дисграфии письменная речь ребенка сильно нарушается, но продолжает существовать. Аграфия характеризуется тем, что происходит полная утрата навыка письма. Письмо и речь очень тесно связаны друг с другом, поэтому нарушения письма приводит и к нарушению речи, что выражается в появлении дислексии и алексии.
Причины дисграфии
Как уже отмечалось, речь и письмо очень взаимосвязаны. Поэтому дисграфия имеет чаще всего те же причины, которые приводят к дислалии, алалии, дизартрии, афазии. В общем, причины появления дисграфии делят на две большие категории:
1. Органические причины дисграфии. В этой группе причин находится недоразвитие головного мозга, поражение его до рождения или во время родов. В этой же группе: патология беременности, родовые травмы, асфиксия во время родов, менингиты и энцефалиты различного генеза, тяжелые инфекционные или соматические заболевания, которые могут вызвать истощение нервной системы малыша.
2. Социально – психологические причины дисграфии. К ним относят билингвизм (двуязычие) в семье, нечеткая или неправильная речь окружающих, прежде всего родителей, также может стать причиной возникновения дисграфии. Слишком раннее обучение ребенка письменной речи. Этот фактор играет важную роль в том случае, если ребенка пытаются учить грамоте при отсутствии у него психологической готовности.
В группе риска находятся дети с конституциональной предрасположенностью с различными речевыми нарушениями, задержкой психического развития. У взрослых людей основными причинами дисграфии и аграфии являются тяжелые заболевания нервной системы, повреждения (травмы) головного мозга, последствия нарушения мозгового кровообращения (инсульты), опухоли головного мозга, последствия нейрохирургического лечения.
Классификация дисграфии
В зависимости от нарушения той или иной функции письма выделяют пять основных форм дисграфии.
1. Артикулярно-акустическая. Эта форма связана с нарушением произнесения речи, звукопроизношения и восприятия речи на слух
2. Акустическая. В этом случае страдает восприятие речи, вследствие чего страдает письменная речь
3. Дисграфия, связанная с патологией речевого анализатора. При этом страдает анализ и языковой синтез
4. Аграмматическая дисграфия – при этой форме дисграфии происходит недоразвитие лексико-грамматической основы речи
5. Оптическая дисграфия, связанная с недоразвитием пространственного мышления
Кроме изолированных форм встречаются и так называемые смешанные.
Симптомы дисграфии
Основным симптомом дисграфии является типичные, повторяющиеся при письме ошибки. Они не связаны с незнанием правил и норм языка. Типичные ошибки встречаются следующего рода:
— замены графически сходных букв («ш» на «щ», «т» на «ш», «в» на «д») или фонетически сходных звуков («б» на «п», «д» на «т», «ш» на «ж»)
— искажение структуры слова (пропуски, перестановки звуков, добавление букв и слогов)
— нарушение слитности и раздельности написания слов
— нарушения правил изменения и согласования слов
Отмечено, что ребенок, страдающий дисграфией пишут медленнее сверстников. Как правило, у них неразборчивый, трудноразличимый почерк. Часто отмечается изменение высоты и наклона букв, замены прописных букв строчными и наоборот.
Кроме того, при дисграфии у детей обнаруживается общая неврологическая симптоматика: снижение работоспособности, дети плохо фиксируют внимание, отвлекаются. Может отмечаться повышенная возбудимость, гиперактивность, уменьшение объема памяти и снижение скорости доступа к ней.
Диагностика дисграфии
Диагностика дисграфии носит комплексный характер и включает в себя консультации врачей различных специальностей для исключения дефектов зрения и слуха. Малыша должен обязательно осмотреть детский невролог, офтальмолог, детский ЛОР. Обследование уровня развития речевой функции ребенка проводится логопедом.
Диагностика изменений письменной речи проводится в несколько этапов:
— изучение и анализ письменных работ
— оценка общего развития и развития речи ребенка
— уточнение состояния центральной нервной системы, органа зрения, слуха
— исследование строения артикуляционного аппарата
— изучение речевой и ручной моторики, определение ведущей руки
— оценка произнесения звуков, способности к анализу фонем, синтезу, слуховой дифференциации звуков
После того как определяется уровень сформированности устной речи переходят к следующему этапу обследования ребенка – изучению письменной речи. Ребенку представляют задания, направленные на списывание печатного и рукописного текста. Его просят написать текст под диктовку. На основании типовых ошибок выносится суждение о наличии у ребенка дисграфии.
Лечение дисграфии
Лечебные подходы зависят от механизма развития и формы дисграфии. В самом общем виде они включают в себя специальные упражнения для восполнения пробелов в звукопроизношении и в фонематических процессах. Усилия родителей и логопеда должны быть направлены на обогащение словаря, развитие связной речи.
Для лечения основного заболевания детям с дисграфией и аграфией назначают курсы медикаментозной терапии, реабилитацию.
Важно начать коррекцию этих состояний как можно раньше.
Остеопатия в лечении дисграфии
С учетом того, что дисграфия носит характер многофункциональных нарушений, остеопатический подход, подразумевающий лечение на уровне патологически измененных функций, дает достаточно обнадеживающие результаты. В нашей клинике накоплен значительный опыт в лечении детей с дисграфией. Записывайтесь на прием к врачу остеопату, который сформирует план лечения вашего ребенка и поможет в борьбе с этим недугом.